Золотой храм хармандир-сахиб

Основы верования, идеи и положения религии сикхизма

Новая религия возникла в Индии от слияния ислама и индуизма. Это произошло в результате многих, порой, кровавых, исторических перипетий. Известно, что после вторжения в 14-м веке в страну Тамерлана и присутствия здесь с 16-го века Великих Моголов Индия попала под исламское влияние. Но известно также, что многие из сикхских гуру пытались противостоять исламизму и отстаивали свое особое вероучение, не щадя своей жизни.

Так, например, первым мучеником за свою сикхскую веру стал гуру Арджун (Арджан), которого мусульмане за отказ принять ислам долго пытали и потом сварили заживо. Четверо детей еще одного их сикхских гуру также предпочли смерть принятию ислама. Сын Арджуна, гуру Хар Гобинд, продолжил дело отца, заложив в сикхизме военные традиции, чтобы противостоять Моголам и насильственно внедряемой ими среди сикхов исламской вере.

Суть сикхизма, можно сказать, объединяет в себе общечеловеческие стремления, и это — вера, любовь и свобода выбора для каждого. Специфика этого вероучения довольно проста и прозрачна, и ее можно сформулировать в двух словах: будь человеком.

Ко всем людям сикхи относятся по-братски

и проповедуют любовь и уважение — вне зависимости от пола, касты или веры. Не случайно в основе этой религии заложены и элементы древней индийской дхармической религии джайнизм, возникшей еще до нашей эры и проповедующей непричинение вреда любому существу, живущему на земле. А также она провозглашает непрерывное совершенствование души и отрицание системы каст.

Как добраться до Хармандир-Сахиб в Амритсаре

Добраться до Амритсара и Золотого храма лучше всего из Дели. Здесь доступны все виды транспорта:

  • Самолёт летает каждый день по 8–10 рейсов, начиная с раннего утра и до вечера. Есть прямые рейсы и с пересадкой через Мумбаи. Стоимость билета от 40 до 70 долларов. Время полёта от 1 часа 5 минут до 1,5 часов.
  • В священный город ходят поезда. Они ездят почти круглосуточно, отправляясь со всех трёх вокзалов Дели. Путь займёт 7–13 часов в зависимости от типа поезда. Цена меняется от класса обслуживания от 10 до 27 долларов. Расписание можно посмотреть на официальном сайте.
  • Ещё между населёнными пунктами постоянно курсируют автобусы. Путь на нём займёт около 10 часов. Цена от 4 до 10 долларов. Уточнить расписание лучше на автобусной станции.

От городского вокзала до Хармандир-Сахиб ходят бесплатные автобусы жёлтого цвета. На них всегда большие очереди, поэтому есть второй вариант. Добраться можно на такси или рикше за 1–3 доллара, которые стоят на выходе и предлагают свои услуги. Также работают приложения для онлайн-заказа такси Uber и Ola Cabs.

Мука и мухи

При входе на территорию сикхского храма, гурдвары, следует оставить обувь в специальном хранилище и покрыть платком голову. Путь от Восточных ворот лежит через кухни. Уже в воротах, прямо на полу, сидят женщины, дети и старики. Одни шелушат чеснок, другие режут картошку, третьи голыми руками рвут стручки красного жгучего перца.

— Ты хочешь помогать? — спрашивает меня высокий сикх в оранжевом тюрбане. — Люди обычно сами садятся и делают. Но здесь работники уже есть. Иди печь хлеб, тебе понравится.

Соседняя пристройка — всего лишь бетонная коробка с кирпичными колоннами и пустыми провалами вместо окон. Жужжат вентиляторы и шипят плиты. Из-за храмовых стен доносится молитвенное пение, и все, что ты здесь делаешь, проходит под эти мелодичные речитативы. Женщины сидят вокруг расстеленной на полу простыни. Молодые девушки кажутся седыми от налипшей на волосы мучной пыли. Здесь делают чапати — пшеничные лепешки. В обычный день в обеденных залах храма таких лепешек съедают около 250 тысяч, в праздничный это число может увеличиться в четыре раза.

— Меня зовут Амала, — индианка в малиновом сари ставит передо мной трехногую табуретку и натирает мукой скалку. — Мы раскатываем тесто. Старайся тоньше. Сегодня запустили только одну машину. Вся надежда на нас.

Религиозные основы религии сикхов

Гуру Нанак отвергал, варно-кастовую систему, он учил, что все люди равны, не зависимо от социального положения, цвета кожу и национальности, всех людей сикхи считают братьями, основой религиозной веры они считают любовь.

Согласно утверждениям сикхов существует единый, высшей творец мира, Бог-Абсолют, который создал и мир и все сущее из бесформенного ничто. Имя творца для человека является непостижимым. Бог присутствует в душе всех людей в форме Саргун. Саргун выражается через любовь.

Согласно взглядам сикхов не существует после смерти живого существа ада, или рая, ни кольца сансары и цикла переселения душ. После кончины человека, человеческая душа соединяется с богом, и бог может переселить ее в тело нового человека, но может и не делать этого. Сикхи поклоняются богу-творцу с помощью медитаций.

Стоит отметить, что сикхи считают большим грехом принуждения, манипулирование волей человека. Сикхи считают, что все люди рождаются со свободной волей и следует уважать волю все людей. Вступить в сикхизм может без ограничений любой человек, все храмы сикхов открыты для иноверцев. Все мужчины сикхи носят одно отчество Сингх, а женщины Каур. В настоящее время в мире насчитывается более 22 миллионов сикхов.

Исторические сведения

Географы и политологи иногда называют Индию субконтинентом, имея в виду не только почти миллиардную численность населения, но и огромное количество национальностей, религий и рас народов, проживающих здесь. Все это с давних времен приводило к постоянно возникающим конфликтам, часто военным. Особенно жестким было противостояние между индуистами и мусульманами.

Позднее британские колонизаторы разделили территорию по принципу вероисповедания, образовав два государства – Индию и Пакистан, что несколько смягчило агрессивные настроения сторон. Но еще до этого шага индийская провинция Пенджаб являлась разделяющей полосой между непримиримыми воюющими сторонами.

Именно здесь в 1469 г., в небольшой деревушке Талаванди родился будущий основоположник сикхизма. Помогая отцу, сборщику налогов, Нанак Дэва выучил несколько языков и мог свободно общаться с людьми разных верований. В 30 лет он оставил дом и семью и ушел бродить по миру.

Обойдя пешком всю Индию, побывав в соседних странах, посетив многие святые места, он вернулся в Пенджаб. Его целью стало создание новой религии, которая бы не разделяла, а объединяла людей.

Великий Нанак, создавая сикхизм, заявил, что вести человеческую душу к Богу должен один человек – духовный учитель (гуру). На него возлагалась важнейшая задача учения – научить людей быть честными, добрыми, порядочными, с огромным чувством долга.

На этапе становления новой религии Нанак Дэва возложил эту миссию на себя. «Ученик» по-пенджабски – «сикх», что и определило название учения.

Преемником Нанака стал гуру Амар Дас, который сплотил организацию, гуру Рам Дас начал строить город Амритсар в Пенджабе. Он был поставлен на берегу священного пруда, в центре которого, на острове стоит Золотой храм. Здесь находилась резиденция всех следующих гуру, здесь же происходили самые важные события сикхской истории.

Долгие годы сан гуру передавался по наследству, и только десятый гуру, Гобинд Сингх, почитаемый также глубоко, как и создатель учения, изменил это правило. Он прервал процесс наследования и отдал власть самой общине – хальсе. Со временем здесь было создано «государство в государстве», имеющее свои законы, вождей, армию.

Гобинд Сингх

До середины XIX в. это была сильная и процветающая община, удачно отражающая нападения иноверцев на свою территорию.

Первые крупные поражения сикхи понесли от колонизаторов. Британцы дважды одержав значительные победы в сражениях, разделили свои колонии на Индию и Пакистан, уменьшили, но не прекратили этим конфликт между мусульманами и синкхами. В борьбе за свою свободу община вызвала неудовольствие властей, которое перешло в 1984 г. в открытое столкновение.

Премьер-министр Индии направила войска к Золотому храму в Амритсаре, который стал крепостью синкхов. Акт мести – убийство Индиры Ганди собственными телохранителями-синкхами – вызвал новые погромы и гибель людей с обеих сторон.

Индира Ганди

Несмотря на кровопролитную историю, ныне сикхи одни из самых миролюбивых людей. Члены этой религиозной общины занимают государственные посты. Они есть и в правительстве страны, и в ее армии. Но в соответствии с давними традициями они носят небольшие, уже символические кинжалы, тюрбаны, куда их предки в походах прятали деньги и документы, и с оптимизмом смотрят в будущее.

Туризм

Лакшми Нараян Мандир , широко известный как храм Дургиана, является популярным местом поклонения жителей города.

Амритсар — привлекательное место для туристов, особенно для тех, кто находится в Золотом треугольнике . Основные направления:

  • Золотой храм и улица наследия
  • Дургиана Мандир и Бада Хануман Мандир
  • Мата Лал Деви Мандир, Модельный город
  • Шри Рам Тират и Валмики Тират
  • Шивала Баг Бхайян
  • Мемориал и музей героев войны штата Пенджаб
  • Садда Пинд
  • Улица Урбан Хаат Фуд-Стрит
  • Форт Гобиндгарх
  • Дворец Рам Баг и музей Махараджи Ранджита Сингха
  • Граница Вагах
  • Гурудвара Шахид Гандж Сахиб
  • Музей перегородок
  • Джаллианвала Баг
  • Пул Канджри
  • В.Р. Амбарсар , Кольцевая дорога.
  • Торговый центр Амритсар , недалеко от Хаятт
  • Мемориал Джанг-и-Азади недалеко от Картарпура, Индия

Сикхское государство

Надо сказать, что у сикхов в древности существовало свое государство. Оно было единым с 1716 по 1799 год. Это была особая конфедерация с центральными городами Амритсар и Лахор. До появления в этих местах британских колонистов здесь была, по сути, уже целая Сикхская империя.

Ее появление стало возможным, когда в начале 18-го века пришла в упадок Империя Великих Моголов. Сикхская империя включала в себя на тот момент довольно большую территорию:

Далее ее границы простирались уже от Кабула и Кандагара вплоть до Тибета. Однако потом, как это часто происходит с империями, начиная с 1839-го года, государство погрузилось в конфликты и междоусобицы. В результате британцы уничтожили империю в процессе англо-сакских войн.

И тем не менее:

Сикхи до сих пор считают, что сикхизм – это не религия, а нация. В этой связи время от времени возникает тема их автономии, но она, как и многие подобные темы, лишь витает в воздухе.

Сикхи разбрелись сегодня по всему миру. Большое их количество проживает в Великобритании, Канаде, Италии, США и других странах. Есть они даже уже и в России (смотрите видео выше). Ну а в самой Индии многие из них занимают видные места в правительстве и в армии. Так, сикхом является и нынешний индийский премьер-министр. Основная политика современных сикхов — работа по примирению конфликтов.

А главная святыня сикхов — Золотой храм — стоит вот уже много веков в центре Священного озера Бессмертия.

Краткая история возникновения сикхизма

Сикхизм — относительно молодое вероучение, возникшее в конце пятнадцатого века на Северо-Западе Индии. Впоследствии — это Северо-Восточная провинции Пакистана, которая образовалась позже как следствие деления Индии, долгое время находившейся под властью Британии, на 2 страны: Индию и Пакистан (1947 год).

Религия сикхизма берет свое начало от одного конкретного человека: это был Гуру и Учитель по имени Нанак. Его авторитет и провозглашенные когда-то им идеи оказались настолько сильны и популярны, что сегодня постулатам этой религии следует более 25-ти миллионов сторонников и почитателей. И это превращает ее в одну из основных религий, занимающей в мировой религиозной иерархии восьмое ( по некоторым данным девятое) место.

Нанак родился в небольшом городке Пенджаб

Родился он в 1469 г., в семье торговцев-индуистов из касты купцов. Будущий гуру с самого начала своего пути стал проявлять большой интерес к поиску знаний и смыслов. И этот свой путь он начал с изучения религиозных индуистских и исламских книг. Однако, сведения, полученные из этих книг, его не убедили — и юноша решил обрести подлинную истину. Повзрослев, Нанак оставил дом, раздал людям всё свое имущество и пустился в странствия, постепенно проповедуя посредством своих религиозных песнопений свое новое учение: сикхизм. Учение о том, как оставаться человеком и жить по-человечески в мире людей.

Кстати говоря, слово гуру несет в себе два противоположных значения: гу — означает тьма; ру — свет. Таким образом, — в символике сикхизма гуру как раз и является человеком, рассеивающим тьму, воплощением истинного Божественного света.

Трапеза в Золотом храме сикхов

Хозяева храма обязательно приглашают своих гостей к столу и кормят их. С точки зрения сикхов за едой люди объединяются, создается гармония человеческих отношений, тек необходимая всем нам.

Каждый день храм сикхов посещает не менее 30 тысяч человек, многие приходят сюда ради бесплатного питания. В выходные и праздничные дни гостей вдвое больше. Готовят и подают еду исключительно волонтёры, их ежедневно работает не менее тысячи.

Здесь подают вегетарианские блюда, овощи, рис, местный хлеб. После каждой трапезы пол, на котором сидят гости, моется волонтерами. Сюда можно прийти в любое время суток, и никто не остается без еды.

Раманатхасвами

Храм Раманатхасвами находится на острове Рамешварам (штат Тамилнад). Это один из двенадцати джотирлингамов. Так называются священные места, где бог Шива являлся в виде огромного столпа света.

Раманатхасвами — это одно из четырех направлений индуистского паломничества Чардхам. Считается, что если индус посетит все четыре священных места этого маршрута, то ему простятся все грехи из прошлых жизней.

Это сооружение отличается высокими башнями и стенами. В храмовом комплексе находится 22 священных колодца. В них верующие совершают ритуальное омовение перед тем, как войти в святилище. Здание выделяется среди других индуистских храмов своим чрезвычайно длинным коридором.

Основы учения

За многие годы основные положения религии, написанные Великим Гуру, почти не изменились. Они лишь дополнялись его последователями, образуя свод правил жизни сикхов.

Для верующих являются непреложными следующие основы учения:

  • Бог един, и он одинаков для людей разных религий.
  • Бог – Творец мира, он все сущее, все идеи сознания, все чувства. Постичь его человеку невозможно, в него нужно просто верить.
  • Поклоняться Творцу можно посредством молитв и медитации. Только с сильной и безоговорочной верой в Бога можно совершать эти ритуалы.
  • Человек всегда свободен в своем выборе, он волен совершать поступки по своему усмотрению. Однако только добрые и бескорыстные дела приближают его к Богу.
  • Все люди для сикхов равны независимо от рас, национальностей, религий, положения в обществе: все люди – братья. Сикхизм также проповедует равенство между мужчиной и женщиной.

Согласно религии сикхов человеческая душа существует всегда: на какое-то время она воплощается в человеческом теле, а после смерти возвращается к Творцу. Так может происходить многократно. В этом учении нет рая и ада, понятие греха и воздаяние за него. Поэтому сикхи не совершают постов, не дают обетов, не искупают грехов – все это не оказывает влияния на последующую жизнь души.

Главными святынями сикхов являются Золотой храм в Амритсаре и священная книга Ади Грантх.

Устройство храма

Золотой храм Хармандир-Сахиб работает каждый день с рассвета до 23:00. Около него постоянно слышны песнопения, которые служители читают из священной книги. Дважды в день происходит церемония её перенесения: летом в 4:00 и 22:30, зимой в 5:00 и 21:40. Это действо могут увидеть все желающие. Вход бесплатный.

По правилам здесь запрещается

  • громко говорить;
  • ходить с непокрытой головой;
  • курить и пить алкоголь.

На центральном входе в архитектурный ансамбль есть туристический центр. Здесь лежат буклеты, продаются книги о религии и предоставляются услуги гида за дополнительную плату. Офис работает с 7:00 до 20:00.

Посетители храма,  Елена Шишков

Чтобы войти в сам комплекс необходимо провести ритуал

  • абсолютно все люди должны покрыть голову, на этот случай рядом лежат косынки;
  • затем оставить обувь в специальной ячейке;
  • далее пройти босиком через углубление с водой.

Полы на территории постоянно протирают, а по центровым дорожкам расстелены ковры. Перемещаться внутри следует по часовой стрелке. Паломники перед тем, как зайти в главное здание обходят весь пруд.

На служение сюда приходит много волонтёров. Они убирают помещения, моют и готовят. Здесь есть столовая (лагар), которая кормит всех людей безвозмездно. Любой посетитель храма может прийти и поесть по соседству с верующими национальную индийскую кухню. Сидеть будете на коврике в позе лотоса. В комплексе всегда доступна вода и чай. Волонтёры кормят в день до 80 тыс. человек.

Виртуальный тур по храму

Помимо бесплатной еды, турист или паломник может переночевать в Амритсар в отдельных комнатах без оплаты. В них нет удобств и кроватей. Все спят на полу, укрывшись пледом. Это позволяет лучше понять принципы бескорыстия сикхов. Договориться о ночлеге нужно в туристическом центре на входе заранее.

На территории также расположился музей истории религии. Он является главным музеем Сикхизма. Здесь на мемориальных досках записаны все важные религиозные даты. Входные билеты сюда не нужны. Также установлен памятник в честь погибших в бою в Первой Мировой войне солдатов-сикхов.

Золотой храм Хармандир-Сахиб,  Елена Шишкова

Трагедия Хармандир-Сахиба

Ввиду того, что одна половина Индии перешла в руки к Пакистану, а другая половина-в руки к Индийскому союзу, разного рода религиозные столкновения начали возникать в стране. Каждый стремился к независимости. К примеру, сикхи хотели создать независимое государство под названием Халистан. Вследствие всего этого, развернулось широкое сепаратистское движение.

Хорошо известная на то время индийский политик Индира Ганди объявила о ликвидации террористов, всё ещё укрывающихся в храме. В результате военного столкновения, известного как «Голубая звезда», было уничтожено порядка 600 людей, из которых были как террористы и военнослужащие, так и мирные жители города.

Храм Лотоса, Дели

Храм Лотоса, также известный как «Дом Поклонения Бахаи», расположен в Нью-Дели и занимает площадь в 26 акров. Построенный в 1986 году, храм в форме лотоса был полностью сделал из чистого белого мрамора

Форма лотоса была выбрана, учитывая ее важность для индуизма, джайнизма, буддизма и ислама. Храм окружен девятью прудами и садами, по одному на каждый вход

Все входы ведут в центральный зал высотой 40 м, способный вместить 2500 человек. На сегодняшний день храм привлек более 50 миллионов посетителей и был включен в Книгу рекордов Гиннеса как наиболее посещаемое религиозное сооружение в 2001 году.

Время работы: с 9:00 до 19:00 вечера (понедельник закрыт).

Рядом: Гробница Хумаюна, Коннот Плейс, Ворота Индии, Раштрапати Бхаван, Национальный музей, Чандни Чоук, Красный Форт, Джама Масджид, Кутуб Минар, Национальный зоологический парк, храм Бирла.

Ритуалы и главные символы сикхизма

Первый гуру сикхов Нанак не был сторонником и поклонником каких бы то ни было ритуалов и считал, что сикхам они не нужны и для исполнения, что называется, не рекомендуются Тем не менее, со временем они заняли в этой религии свое место.

К ним относятся процедура инициации или крещения, утренние и вечерние молитвы, церемонии присвоения детям имен, ритуалы бракосочетания и погребения. Существует также и своя символика, так называемая “5 К”, которую строго соблюдают члены сикхского сообщества.

Все они всегда имеют при себе пять особых предметов. К ним относятся:

  1. Шестиметровая чалма, куда убираются волосы и борода (стричь их запрещено) — кэш;
  2. Особый гребень для волос и ухода за ними — кангха;
  3. Кинжал, который прячется в складках одежды или в чалме; без него не выходят из дома даже женщины, и называется он кирпан;
  4. Специальный браслет с отточенными краями, также служивший раньше оружием — кара;
  5. И особого пошива нательная одежда в виде специальных трусов, смиряющих плотские желания – качла.

Храм Брихадисварар, Тамилнад

Храм Брихадисварар, которому в 2010 году исполнилось 1000 лет, является одним из крупнейших храмов и самым ценным достоянием Индии. Также называемый «Перия Ковил», храм расположен в Тханджавуре в штате Тамилнад и был построен правителем Раджараджей Чолой I в 11 веке нашей эры. Храм посвящен Богу Шиве и является воплощением тамильской архитектуры во времена династии Чола. Башня храма имеет высоту 66 м, а гопурам главного входа – 30 м. Большая статуя Нанди у входа в храм имеет размеры 5 м в длину и 4 м в высоту. Снаружи храм украшен сотнями скульптур и фресок, в то время как внутри стены святилища украшены скульптурами 108 танцевальных поз Бога Шивы. Примечателен также тот факт, что тень башни над воротами храма никогда не падает на землю. Храм является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Время работы: с 6:00 до 21:00 (все дни недели).

Праздники: Маха Шивратри (февраль / март).

Рядом: Сарасвати Махал, Сангита Махал, церковь Шварца, Королевский Дворец Тханджавур, Гранд Аникут, форт Виджаянагара.

Что посмотреть в Амритсаре

Посетить Золотой храм и шоу опускания флагов с закрытием границы между Индией и Пакистаном.
Время на это: достаточно одного дня, без ночевки.
Прилетаете рано утром и сразу же в Золотой храм. Там фотографируете, смотрите, гуляете.
В 16:00 можно брать такси до границы до местечка Вагах.
Шоу заканчивается в 19:00, до аэропорта от границы ехать минут 30.
Вечерним рейсом улетаете в Дели. Вот такой возможный план

В аэропорту Амритсара нас встретила лестница в небо. Такси до города берется после оплаты тарифа доставки в будке напротив выхода из аэропорта. В центре города жить не рекомендую — зачем вам сутолока, шум и неприличный вид из окна? Селитесь на окраине, как поступили мы и имейте на здоровье бассейн на крыше, хороший ресторан, бар со спиртными напитками и wi-fi интернет. Рядом с нами был винный магазин, офис AirTel. Такси до Золотого храма стоило 20 рупий по счетчику (на ресепшене отеля решают все ваши пожелания)

Пенджаб — штат Индии, где большинство населения это сикхи, наиболее образованная и организованная часть индийского общества (где-то читал). Их отличие — тюрбан на голове:
Столица штата, который был поделен между Индией и Пакистаном в 1947 году в результате военных действий, Чандигарх. А в Амритсаре находится святыня сикхов: Хармандир-Сахиб (Золотой храм, где хранится священная книга сикхов Гуру Грантх Сахиб). Это наша цель.
Когда самолет заходит на посадку, внизу, на поверхности плодородной равнины были видны трубы. Создавалось впечатление, что растут они из под земли. Подозреваю, что это были кирпичные заводы.

Сам город старый и как большинство индийских городов — похож на трущобы. Он заполнен шумом хаотично движущего и сигналящего транспорта, поэтому когда попадаешь внутрь Золотого храма, кажется, что ты попал в рай — место тихое и спокойное (только не по выходным)

По выходным здесь многолюдно.
Приходят не только сикхи и туристы, но и индусы.
Заметил, что стража храма не пускает к купанию в Амрит Сароваре (водоем, который окружает храм) несикхов, отгоняя их от воды пинками.

Женщины купаются отдельно от мужчин — для них есть специальная постройка на воде, закрытая от посторонних глаз.
Как происходит купание: мужчина раздевается до трусов и вступает в воду, держать руками за специальную цепь.
Потом несколько раз окунается, как у нас окупаются в прорубь и вылезает обратно.
Однако некоторые подолгу сидят в воде и молятся.

Посещение храма бесплатно.
В специальном месте, недалеко от входа вы сдаете вашу обувь на хранение и получаете жетончик.
Вход на территорию храма через ворота и их несколько.
При входе происходит омовение ног.
Стражники следят, чтобы головы входящих были покрыты, поэтому купите за 5 рублей оранжевую бандану перед входом на территорию храма.

Пройдя через ворота вы попадаете на большую площадь, ограниченную зданиями белого камня, с большой водоемом квадратной формы.
На середине водоема стоит сам Золотой храм.
Чтобы попасть в него, надо отстоять большую очередь, поэтому посещение внутренностей мы пропустили и просто ходили по часовой стрелке по периметру водоема и фотографировали, фотографировали, фотографировали.
В первый день не взял с собой фотоаппарат, поэтому снимал на айфон.

Как заметил выше — когда из городского хаоса попадаешь внутрь,туда где играет медитативная музыка, кажется что попал в райское место. Наступает умиротворение и спускается спокойствие. К туристам относятся нормально, но лучше вести себя сдержанно: не орать, не бегать, не слепить молящихся вспышками.
Место энергетически никакое как мне показалось, но очень на моленное, поэтому спокойное.
Просто приятно походить вокруг Золотого храма

В тени зданий, под арками расположились люди.
Кто-то лежит и медитирует, а может отсыпается.
Кто-то сидит и кушает: в храме дают бесплатную еду: что-то на листе, похоже на сладкий рис с орехами.
Так же наливают чай и воду.

Это место рекомендую к посещению.
Возможно, что вам захочется попасть внутрь Золотого храма, а если нет, то просто приятно прогуляться по его территории.
Недалеко от входа на мостик, соединяющий храм с берегом каждый день говорит гуру. Видимо какую-то проповедь. Гуру с седой бородой, позади него несколько помощников и музыкант с ситарой.
Люди садятся на коврики и слушают.
Это все вызывает уважение:

На следующий день — в субботу — народу в храме было гораздо больше.
Было очень много молодежи и все почему-то считали своим долгом со мной сфотографироваться.
Подходили, просили разрешения, а потом благодарили.
Я их понимаю — сам на фоне стражников фотографировался.

Недовольных взглядов в храме не заметил.
Старички в высоких тюрбанах — стражники храма улыбались по-доброму, когда я их просил сфотографироваться вместе со мной. Вообщем место дружелюбное и хорошее.

История храма

Город Золотого Храма Амритсар – чрезвычайно значимый центр религиозной и политической истории сикхов. Возведение этого храма в городе началось в XVI веке при гуру Рам Дас, а закончилось в самом начале XVII века при его приемнике.

Сегодня Золотой храм по праву считается главным религиозным памятником Амритсара. Он привлекает к себе многие сотни тысяч паломников из Индии и окрестных стран, очень интересуются им и туристы.

Город Амритсар с прошлого века известен массовыми убийства в ходе вооруженных конфликтов. В начале XX века, во времена Британской Империи, рядом с Золотым храмом произошла кровавая резня, погибло более тысячи индийцев.

В те времена из Индии и был выделен мусульманский Пакистан. Земли Пенджаба разделили Индия и Пакистан. Все это привело к негативным последствиям, изменило взгляды сикхов Амритсара, ведь город он оказался на границе вооруженного конфликта.

В середине 80-х годов прошлого века Золотой храм был занят сикхами, борющимся за независимую государственность. Власти Индии решили бороться с сепаратистами, и армия атаковала их в храме, которому был причинен ущерб.

Через несколько месяцев Индира Ганди погибла от рук сикхов. Они отказались от денежных средств, предложенных индийским правительством на восстановление Золотого храма сикхов, и сделали ремонт исключительно самостоятельно.

История возникновения сикхизма

Нанак родился в индуистской семье и считался правоверным индусом, пока будучи в юношеском возрасте с ним не случилась непонятное происшествие. Дев пошел купаться, и исчез на три дня, когда все стали считать, что он утонул, Нанак вернулся, но стал совсем другим. Он не мог объяснить, где он был все это время, Нанак только сказал, что там, где он побывал, нет ни мусульман, ни индусов.

После этого Дев совершил несколько путешествий в Бенгалию, Ассам, Цейлон, Тибет, Багдад и Мекку. Нанак в ходе своих путешествий разговаривал с мудрецами, и священнослужителями мусульманской, буддийской и индуской веры, вероятно Нанак также познакомился с христианством через католических миссионеров.

Ангад создал пенджабскую письменность гурмукхи, и первым начал составлять священное писание сикхов Грантх Сахиб. Грантх Сахиб представляет собой сборник молитв, религиозных гимнов и духовных практик. Писание было кодифицировано между 1563-1606 годами пятым учителем сикхов Арджаном Девом. Последний десятый гуру сикхов Гобинд Сингх, умерший в 1708 году, объявил своим приемником само священное писание – Грантх Сахиб, ныне оно храниться в центре Великого храма.

В 1716 году сикхами была создана конфедерация, состоящая из двенадцати округов (мисалей). В конце семнадцатого века Ранджинт Сингх объединил все владения сикхов в централизованное государство, которое просуществовало до 1849 года, когда пало под натиском Британской империи.

Моральные нормы

Сикхизм – это любовь к людям, живущим на земле.

Сикх должен быть хорошим человеком, искать и хранить в себе любовь, веру, дорожить своей свободой, уважать свободу других. Нельзя совершать правильные поступки ради выгоды, Бог одобряет только искренние добрые деяния.

Вера в Бога, в правильность созданному им миру у сикхов безгранична. Творец создал всех равными и свободными, этому, согласно вере, надо следовать всегда. Нельзя манипулировать людьми, нельзя принуждать к чему-либо – это ущемление богоданной свободы каждого.

Сикхи Индии осуждают 5 пороков и ценят 5 достоинств:

Пороки Достоинства
Эгоизм, подавление чьей-либо свободы;Покорность перед чужой волей;

Жадность;

Гнев;

Похоть.

Сострадание;Любовь;

Честность;

Смирение;

Умеренность.

Инцидент

После звонков службы экстренной помощи около 10:25 утра по центральному тихоокеанскому времени полиция отреагировала на стрельбу в сикхской гурдваре, расположенной в Оук-Крик , штат Висконсин. По прибытии они вступили в бой с преступником, позже идентифицированным как Уэйд Майкл Пейдж, который застрелил нескольких человек в храме, убив шестерых. Пейдж ранил офицера; после того, как другой выстрелил ему в живот, он смертельно выстрелил себе в голову. Он был вооружен 9-мм полуавтоматическим пистолетом Springfield XD (M) . Пейдж на законных основаниях приобрел пистолет в Висконсине. Четыре человека были убиты внутри храма, а три человека, включая Пейджа, погибли снаружи. Пейдж убил пятерых мужчин и одну женщину в возрасте от 39 до 84 лет.

В больницу Froedtert были доставлены трое мужчин , в том числе один из ответивших офицеров.

В первоначальных сообщениях говорилось, что преступник скончался в результате выстрела сотрудниками полиции на месте происшествия, но позже ФБР выяснило, что Пейдж, будучи застрелен офицером, скончался от огнестрельного ранения в голову, нанесенного себе самому.

Власти обнародовали аудиозапись инцидента, во время которой боевик застрелил первого ответившего офицера, лейтенанта Брайана Мерфи. В нем были слова «Кто-то идет ко мне по подъездной дорожке. Мужчина с ружьем, в белой футболке», за которыми последовали звуки выстрелов. В сентябре 2012 года власти обнародовали видеозаписи, сделанные патрульными машинами во время инцидента, в том числе моменты, когда Мёрфи был застрелен, а стрелявшего стрелял другой офицер. Пейдж выстрелил в Мерфи пятнадцать раз, но выжил.

В храме готовили лангар , общую сикхскую трапезу, для позднего вечера. Свидетели предположили, что во время инцидента женщины и дети были в храме, готовясь к трапезе, поскольку детские занятия должны были начаться в 11:30.

Joint терроризма Целевая группа исследовала место, и начальник полиции Оук Крик Джон Эдвардс заявил , что его силы рассматривали инцидент как « внутреннего терроризма инцидент» в «начальной стадии этого исследования». Полиция Оук-Крик передала расследование ФБР . Они также исследовали возможные связи с группами сторонников превосходства белой расы и другие расовые мотивы . ФБР заявило, что нет никаких оснований полагать, что к атаке причастен кто-то еще, и им не было известно о каких-либо прошлых угрозах храму. Генеральный прокурор США Эрик Холдер охарактеризовал инцидент как «террористический акт, акт ненависти, преступление на почве ненависти

Храм Вирупакши

Это самый старый действующий храм Индии. Первые упоминания о нем датируются VII веком нашей эры. Он расположен вдали от крупных городов, в небольшой деревне Хампи (штат Карнатака).

В древности на месте деревни существовал город Виджаянагара, который был столицей одноименной империи. Сейчас от него остались только руины. Храмовый комплекс состоит из трех башен. Он посвящен богу Шиве, которого в Южной Индии называют Вирупакшей.

При храме постоянно живут слоны. Перед посещением этого культового места, туристам и паломникам необходимо получить благословение животного. Оно заключается в том, что человек садится верхом на слона и омывается брызгами воды из хобота. В настоящее время в Вирупакши обитает священная слониха Лакшми. Каждое утро туристы могут увидеть ритуал ее купания в реке Тунгабхадра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector