* собор василия блаженного: история и современность *

История основания церкви

Первые упоминания о тайнинском храме встречаются в период царствования Федора Алексеевича и относятся к XVII в. (1628г.). Тогда это была небольшая деревянная церковь, входившая в архитектурный комплекс Путевого дворца, не сохранившегося до наших дней. Уже в 1675 г., при Алексее Михайловиче, было начато возведение каменного храма. В документах Казенного двора сохранились подробные описания общего богатого убранства, предметов ризницы.

В 1751 году храм претерпел первую перестройку: по приказу Елизаветы Петровны к трапезной был пристроен придел св. Захарии и Елизаветы. Спустя 130 лет с другой (южной) стороны трапезной был построен придел пророка Илии.

Храм знал как хорошие, так и плохие времена. Во время войны 1812 года церковь в Тайнинском была безжалостно разграблена наполеоновскими войсками. А в 1929 году она была вовсе закрыта советскими властями. В помещении за последующие 70 лет располагались и склад, и мясной цех, и магазин, и общежитие. Только в 1989 году храм в Тайнинском был реконструирован и открыт для проведения богослужений.

История возникновения

Во времена Ивана Грозного в 1552 году русские воины начали штурм Казани и одержали победу. Штурм начался в день религиозного праздника – Покрова Божией Матери. В связи с этой значимой победой государь и приказал заложить храм, который сейчас мы все и называем собором Василия Блаженного.

В те времена на месте храма находилась церковь Троицы. Существует легенда о юродивом – Василии Блаженном, который в детстве ушел из дому и скитался по столице. При этом он мог  исцелять людей и обладал другими чудесными качествами. Все деньги от своей деятельности он копил на новый храм и перед своей кончиной отдал их государю. Позже построили Покровский храм, а еще через 30 лет царь Федор Иоаннович наказал освятить храм в честь В. Блаженного.

В те времена собор Василия Блаженного был окрашен в красный и белый цвета, купола переливались золотом. Всего насчитывалось 25 куполов, 16 из них были маленькими, а 9 большими или основными. Купола располагались вокруг шатра, колокольни и приделов. Главный купол в центре имел сложную форму, равно как и боковые купола. Получается, что вокруг главного купола располагаются остальные 8, если посмотреть сверху, то получается, что они образуют два квадраты, которые расположены в форме восьмиконечной звезды. Цифра восемь означает Воскресение Христа, а звезда символ Пресвятой Богородицы. Квадрат – символ постоянства и нерушимости веры.
Церковь Василия Блаженного на самом деле вмещает очень мало людей. В старину все праздники проходили около собора, на Красной площади. Храм был своеобразным алтарем, церковные служители выходили на площадь, которая служила лобным местом, а куполом служило небо. Высота сооружения 65 метров и до возведения Ивановской колокольни храм считался самой высокой постройкой столицы. Собор пережил пожар в Москве в 1737 году, после которого был отреставрирован. В 18 веке, во второй его половине, 16 маленьких куполов убрали, храм соединили с колокольней и раскрасили в различные цвета.

За всю российскую историю собор Василия Блаженного в Москве несколько раз находился на грани исчезновения. В свое время Наполеон намеревался переместить собор в Париж, однако сделать это в то время оказалось невозможным и он принял решение взорвать постройку. Уже была заложена взрывчатка и подожжены фитили, но неожиданно начавшийся дождь затушил их и собор остался невредим. После революции собору также досталось, его колокола отправили на переплавку, а настоятеля расстреляли. Было предложено даже снести собор, но упорство архитектора П.Д.Барановского спасло его и Сталин отменил решение о сносе.

В наше время храм открыт для всех, в нем создан музей. Посетителям позволено подняться по винтовой лестнице и рассмотреть подробно древние иконостасы, где можно увидеть иконы, созданные еще в 16 веке. Стены также представляют интерес, на них расположены фрески. Имеется много церковной утвари, которую можно рассмотреть и изучить. Многие сейчас придерживаются мнения, что храм представляет ценность для всего православного мира. Возможно, что если начать проводить службы в соборе, то он получит вторую жизнь.

———

Грандиозная стройка в рекордные сроки

Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Вокруг нее во время походов на Казань возводились храмы — они отмечали громкие победы русского войска. Когда Казань окончательно пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить архитектурный ансамбль в камне. Он хотел окружить центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми. Так, на одном основании были построены 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы. Снаружи церкви были окружены открытой галереей, которую называли гульбищем — это была своеобразная церковная паперть. Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана. Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет — с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы .

Архитектура

Облик собора со дня его возведения менялся не один раз – изначально его архитектура была достаточно строгой, а упор делался на декоративные элементы и ажурную отделку.

Описание храма может показаться сложным, но на самом деле оно достаточно простое – десять отдельных престолов (церквей), расположенных по кругу вокруг центральной, носящей имя Покрова Пресвятой Богородицы. Они называются в честь праздников, во время которых проходили важные битвы за Казань.

Историк Лихачев утверждал, что храм Василия Блаженного напоминает растение или цветущий куст. Действительно, если посмотреть на фото, демонстрирующее его вид сверху, он слегка напоминает цветок. Восемь церквей, из которых четыре являются осевыми, а еще четыре расположены между ними, окружают центральную столпообразную церковь. Они увенчаны маковками в форме луковиц, причем каждая из них имеет свой орнамент и цвет.

Значение цветовой окраски куполов до сих пор не разгадано. Есть версия, что святому Андрею Юродивому (Константинопольскому) однажды приснился сон, в котором ему привиделся Небесный Иерусалим с невероятными садами, где были увенчанные золотой листвой деревья с разноцветными плодами. Это видение и стало основой для росписи куполов.

Уникальная особенность храма – отсутствие подвальных помещений, которые заменяет шестиметровый подклет. В его стенах проделаны небольшие отверстия, благодаря чему там круглый год стоит особый микроклимат. Ранее вход в эти помещения прихожанам был запрещен – историки считают, что в них хранили царские сокровища. Сейчас подклет используется в качестве хранилища для ценных образов.

Внутреннее убранство каждой из церквей комплекса имеет свои особенности и отличается друг от друга по стилю оформления, гамме оттенков и манере исполнения. Часть стен расписана маслом, а в некоторых местах можно найти фрески XVI века.

Интересно, что кирпичи, которые использовались при постройке храма, сохраняются лучше и меньше подвержены истиранию чем те, которые использовались во время реставрации.

Весь комплекс опоясывает крытая галерея с ажурными элементами, которая представляет собой единое целое с ансамблем. Ее стены расписаны растительными мотивами, полы выложены кирпичом – в некоторых местах обычной «елочкой», а в других сохранились особые узоры-розетки.

Колокола были возвращены собору сравнительно недавно, всего несколько сотен лет назад, но многие из них представляют собой произведения литейного искусства. Самый старый из них был отлит в XVI веке, а самому «молодому» едва исполнилось 20 лет.

Храм Василия Блаженного используется не только как духовный объект, но и в качестве музея. Здесь можно найти образцы обмундирования и оружия, с которым воины Ивана Грозного шли на Казань, полотна известных русских живописцев, коллекцию старинных рукописей.

Популярные темы сообщений

  • Образование и здоровье Роль учителя в педагогическом процессе порой недооценена, ошибочно полагая, что учитель есть для того, чтоб прочитать урок. На самом же деле учитель для своих учеников в аспекте здоровья, важнее врача. Так как именно он,
  • Как строили пирамиды в Древнем Египте Величайшие сооружения человечества – пирамиды – начали строить с 2750 годов до нашей эры. Это были погребальные постройки для фараонов. Самой первой гробницей, имеющей знаменитую пирамидальную форму, была пирамида фараона Джосера.
  • Натюрморт (в живописи) Натюрморт в живописи это изображение различных предметов, которые обязательно комбинируют друг с другом. Натюрморт чаще всего является одним уникальным творением, но также может быть и частью одной большой композиции.

Храм Василия Блаженного история

Любой, кто входит на Красную Площадь, сразу же замечает яркие купола и изящные очертания храма Василия Блаженного.

Строительство храма длилось 9 лет. Архитекторами были, по одной версии, мастера Постник и Барма, а по другой – неизвестный зодчий. Легенда сходится лишь в одном – строители храма были ослеплены по приказу Ивана Грозного.

Сначала это был мемориальный комплекс из шатровой церкви в окружении 9 небольших церквей – символов крупных побед над Казанью. Знаменитые фигурные главы появились в конце 16 века, а чуть позже там была построена колокольня. За свою историю храм пострадал от многих напастей – сначала пожар 1737 года уничтожил его почти полностью, затем собор был поврежден во время осады города войсками Наполеона. В советское время его даже хотели снести.

Сейчас храм используется для богослужений и в качестве мемориально-исторического комплекса. В его церквях располагаются религиозные реликвии – мощи святого чудотворца Иоанна, старинные иконы и предметы культа.

Официальное название этого величественного храма – Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Но для большинства туристов всего мира он известен как Собор Василия Блаженного, краткое описание

которого вы найдете в этой статье. Он благополучно пережил смену эпох и правящих элит, многочисленные войны и революции, и даже советскую борьбу с религией. СегодняСобор Василия Блаженного в Москве остается его главной достопримечательностью, визитной карточкой столицы.

Изменения в архитектуре и дизайне

Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.

Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.

Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.

Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.

До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.

Доработки XVI века

По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.

Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.

Как изменился храм в XVII веке

Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.

Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.

К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.

Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.

Пожар и восстановление

Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.

Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.

Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.

В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.

XIX — начало XX века и их влияние

Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.

Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:

  • укрепили полы;
  • обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.

Сохраненные и возрожденные

Как пишет в своей книге «Житие Петра Барановского» Юрий Бычков, после освобождения из лагеря в 1936 году Петр Барановский не имел права возвращаться в Москву. Местом жительства ему был определен город Александров. Но и там архитектор нашел себе занятие. Он работал в местном музее и занимался реставрацией памятников Александровского кремля. Кроме того, регулярно под страхом нового ареста он приезжал в Москву, где делал обмеры уже к тому моменту обреченного Казанского собора. Потом на месте снесенного храма открыли летнее кафе, а позже общественный туалет для посетителей ГУМа. Через много лет обмеры Барановского, которые он передал своему ученику Олегу Журину, помогли воссоздать стертый с лица земли собор.

Болдинскому монастырю повезло чуть больше. В 1943 году он был частично разрушен немцами, но в 1960-х здания были восстановлены опять же по материалам Петра Барановского. Впрочем, это не единственные памятники, которые были сохранены или возвращены к жизни благодаря Барановскому. Например, под руководством Петра Дмитриевича чудом удалось отстоять деревянный Домик Петра I от уничтожения. Барановский руководил реставрационными работами в Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском. А вот Чудов монастырь ему спасти не удалось. Он успел лишь вынести из здания раку святителя Алексия. В общем, Петр Дмитриевич не зря прожил такую долгую жизнь. Он скончался в 1984 году в возрасте 92 лет, оставив после себя уникальное наследие.

Архитектура

Высота составила 65 метров. Хотя его вид менялся неоднократно, добавлялись постройки, комплекс и сейчас представляет собой свод, образованный 8 часовнями, что окружают еще одну – девятую. Подобных строений в России нет и сейчас.

В каждую часовню ведет отдельный вход, но все смотрится, как одно сооружение, и выглядит гармонично.

В убранстве башен заметно влияние эпохи Возрождения. Купола кажутся похожими, но украшены различно. Хотя для оформления строения использовался древнерусский архитектурный стиль, в интерьере присутствуют элементы готики, ренессанса, романской аркады. Традиции Запада удачно сочетаются с колоритом Востока. При строительстве использовались символы в виде:

  • треугольника;
  • круга;
  • квадрата.

Каждый элемент имеет сакральное значение, а в архитектуре заложен духовный смысл. На одном основании удерживается 9 церквей, благодаря прочности стен, толщина которых равна 3 м. Восемь часовен, располагаясь на фундаменте, образуют октограмму, а такая звезда служит символом Богородицы. Церкви, составляющие ансамбль, имеют неодинаковые размеры, более крупные образуют симметрию и направлены на разные стороны света. Часовня Богородицы, которая является главой комплекса, обладает огромным шатром и куполом.

Первые изменения в архитектуре наблюдались после смерти Василия Блаженного. Чтобы пристроить часовню, именуемую в честь чудотворца, пришлось разбирать часть сооружения. В XVII столетии внешнюю галерею покрыли кровлей, построили 2 крыльца.

Одна из задумок относительно украшения принадлежит Макарию. Митрополит хотел создать то ли рай, то ли Новый Иерусалим. Зодчие воплотили идею в виде прообраза града Господня – небесного сада, где растут удивительные цветы.

Стоимость билетов в Собор Василия Блаженного в 2021 году

  • Для взрослых граждан России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии — 500 рублей
  • Для взрослых граждан других стран — 1000 рублей
  • Для детей до 7 лет — бесплатно (независимо от гражданства)
  • Для детей от 7 до 18 лет России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии — 250 рублей
  • Для детей от 7 до 18 лет других государств — 500 рублей
  • Для студентов дневной формы обучения РФ — 250 рублей
  • Для пенсионеров — граждан России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии по рабочим дням — 250 рублей
  • Для пенсионеров — граждан России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии по выходным и праздничным дням — 500 рублей

Настоятельно рекомендуем взять аудиогид, чтобы Ваше посещение было более интересным и познавательным. Стоимость аренды аудиогида:

  • На русском языке — 300 рублей
  • На иностранном языке — 600 рублей

Слово учителя об истории храма.

В середине 16 века сложной проблемой на Руси стали отношения с Казанским царством. Московские князья не раз предпринимали военные на ходы на Казань. В октябре 1552 года русские войска овладели Казанью. В ознаменование этой победы на большой площади у Кремля был построен Покровский собор, названный так в честь общерусского праздника Покрова. Началом сооружения был 1555 год, а окончилось строительство в 1562 году.

Царь Иван IV , по прозвищу Грозный, пригласил талантливых русских мастеров Барму и Постника Яковлева и «повеле им здати церкви камены заветные восемь крестов».

Т

ысячи людей вовлечены были в строительство Покровского собора. Дровосеки стучали в лесах топорами, валили мачтовые сосны, огромные дубы. Углежоги выжигали уголь, и на этом угле кузнецы ковали железные полосы, скрепы, болты. Глиномесы готовили сотни тысяч кирпича, а обжигальщики укладывали кирпич в печи. Плотники резали квадратные дубовые шашки для полов. Купцы доставали лужное железо для кровель и глав. Столяры делали перегородки для иконостасов, покрывая их тончайшей узорной резьбой. Иконописцы писали иконы. Басменники , постукивая фигурными молоточками по листам золота и серебра, приготовляли драгоценные переплеты для богослужебных книг, а эти книги переписывались трудолюбивыми монахами.

Строили собор из красного кирпича, пуская полоски и карнизы из белого известнякового камня. Это выглядело очень нарядно, хотя и нарушало традиции белокаменной Москвы. Так поначалу храм был красно-белый, а лишь в 17 веке он был раскрашен так причудливо.

Иван Грозный был «на пролитие крови и на убийство дерзостен и неумолим, множество народа от мала до велика при царствовании своем погубил». В Москве никто не решался перечить царю, за исключением одного человека: лишь юродивый (по-старому блаженный) Василий, ходивший зимой и летом босиком и в рубашке, не боялся царя. К немалому изумлению, знавших его, отрок оказался пророком и ясновидцем. Василий ушел босиком на паперть церкви Святой Троицы. Здесь вскоре обрел он славу юродивого Христа ради, то есть блаженного человека, принявшего на себя личину юродства, но не юрода – безумного, а, напротив, мудреца. Юродивых исстари почитали на Руси, считая Блаженными людьми, отказавшимися от всех благ жизни, от собственных родных, не боявшихся говорить правду в глаза кому угодно, истязавшими себя голодом и холодом.

С

вятой подчас опрокидывал лотки с товаром и с радостью принимал побои с торговцев. Потом обнаруживалось, что поступал он по Божьему Промыслу, так как товар, опрокинутый им был негодным. И вскоре стало ясно, что святой Василий – человек Божий. Василий был ясновидцем и на торгу бесстрашно обличал нечестивых торговцев, подливавших в молоко воду, а в муку – мел. Он не боялся ни бояр, ни самого грозного царя. Ивана Васильевича, а они, напротив, боялись нищего пророка.

10 стр., 4860 слов

Собор Василия Блаженного как архитектурный и исторический памятник

… курсовой работы является рассмотреть историю возведения собора Василия Блаженного, оригинальность и уникальность архитектуры собора, его культурные ценности как памятника. Целью курсовой работы является показать значимость собора Василия Блаженного в истории Кремля. 1. История возведения собора Василия Блаженного 1.1 Собор Василия Блаженного …

Однажды Блаженный Василий разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот сознался, что в муку подмешивал известь. Однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему некоторым боярином, задумали обманом выманить ее у него. Один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий покрыл мертвого своею шубою, не видя обмана, сказал при этом: «буде же ты от ныне мертв за лукавство свое». Обманщик действительно умер.

С

лава блаженного росла. Он необычайно возвысился в глазах народа в июне 1547 года, когда ему было уже 78 лет. 20 июня его увидели горячо молящегося и безутешно плачущего возле церкви Вознесенского монастыря. Молитва была долгой, чрезвычайно глубоким казалось всем его горе.

На следующий день в Вознесенском монастыре вспыхнул пожар. Царь с семьей сбежал из Кремля на Воробьевы горы и смотрел, как превращалась в пепел его столица. Через десять часов Москва выгорела дотла – не осталось ни одного дома.

Вскоре после пожара Василий заболел и 2 августа 1551 года скончался. Иван Грозный повелел похоронить Блаженного у Троицкой церкви, что на Рву. Над его могилой выросла небесная главка.

Вскоре название собора Покрова на Рву, или Покровский собор, данное храму Иваном Грозным, было вытеснено новым названием, которое дал храму народ – храм Василия Блаженного.

Кафедральный собор

В столице России есть еще Покровский кафедральный собор. Москва, Рогожский поселок, 29 – адрес этого по-своему интересного культового сооружения. Он является главным на территории России храмом РПСЦ, которая до 1988 года называлась «Древлеправославная Церковь Христова». Официальная русская церковь относит РПСЦ к деноминации, то есть к чему-то среднему между сектой и церковью. Тем не менее у старообрядческой церкви есть свой Митрополит Московский и всея Руси, и Покровский собор на Рогожском кладбище является его кафедральным собором. Закладка первого камня этого культового сооружения была произведена в 1791 году.

Проект был заказан у великого русского зодчего М. Ф. Казакова. Официальная церковь как могла боролась с существованием этого храма. В 1856 году алтари были все же опечатаны. Произошло это в результате доноса митрополита Филарета. Распечатали их только в 1905 году. Этот день считается у старообрядцев великим праздником. В силу каких-то обстоятельств эта церковь не была закрыта в годы советской власти. Два придела, Николы Чудотворца и Сергия Радонежского, имеет это очень красивое, выстроенное в классическом стиле здание.

Как купить билеты в музей и сколько они стоят

Вне богослужения вход – платный. Билеты можно приобрести как на интернет-странице Исторического музея, так и в кассе близ входа. Цена билета – 500 р. (для иностранцев – 1000 р.), предоставляется скидка 50% студентам, пенсионерам.

Заказ билетов  экскурсий: https://shm.ru/museum/hvb/

Как заказать экскурсию

Это можно сделать на сайте музея или в кассе. Музей предлагает 16 тематических экскурсий на разную тематику. Стоимость такой услуги составляет 2000-4000 рублей на 1 человека, для иностранцев – увеличивается в 2 раза. При этом сайт музея указывает, что экскурсии проводятся для групп не менее 15 человек, а стоимость входных билетов в цену не включена.

Часы работы 

Вход открыт с 10 до 18 ч. Время работы может меняться в зависимости от различных мероприятий на Красной площади, когда этот филиал музея закрывается.

Архитектурные особенности храма

Строение выделяется своим видом среди старинных храмов. Классический восьмерик с куполами. Особенность его в архитектуре шатрового зодчества, построена одной из последних в таком стиле, позднее начали строить купольные здания.

Высокий шатер, выглядит как высокая поминальная свеча. В 1680 году проведена основательная реконструкция новым владельцем Медведково, изготовление главного иконостаса верхнего храма. Часть икон в храме сохранились с того периода.

Строение 2-х этажное, нижний этаж Знамения Пресвятой Богородицы отапливается, верхний долгое время был холодным, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Имеются 5 приделов.

Из истории собора Василия Блаженного в Москве на Красной площади

1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери начался штурм Казани, который закончился победой русских воинов. В честь этой победы по указу Ивана Грозного был заложен храм Покрова Божией Матери, известный сейчас как собор Василия Блаженного.

Раньше на месте храма стояла церковь во имя Троицы. По преданию, в толпе среди гуляющих часто можно было видеть юродивого Василия Блаженного, который ушел из дома еще в юности и скитался по столице. Он был известен тем, что обладал даром исцеления и ясновидения и собирал деньги на новый Покровский храм. Перед смертью он отдал собранные деньги Ивану Грозному. Похоронили юродивого у Троицкой церкви. Когда же Покровский храм построили, его могила оказалась у самой стены храма. Позже, через 30 лет, по указанию царя Федора Иоанновича был сооружен новый придел, освященный в честь Василия Блаженного. С тех пор храм стал называться этим же именем. В старину Покровский собор был красно-белым, а купола золотыми. Куполов было 25: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Центральная главка имела такую же сложную форму, как и боковые купола. Роспись стен храма была более сложной.

Внутри храма помещалось совсем мало народу. Поэтому во время праздников богослужения проводились на Красной площади. Покровский собор служил алтарем. На лобное место выходили служители церкви, а куполом служило небо. Храм имеет высоту 65 метров. До постройки Ивановской колокольни в Кремле был самым высоким в Москве. После пожара в 1737 году храм был реставрирован, а во второй половине 18 века 16 маленьких глав вокруг башен убрали, а колокольню соединили с храмом, который стал разноцветным.

За свою историю несколько раз храм был на краю гибели. По преданию, Наполеон держал в храме своих лошадей и хотел перевести сооружение в Париж. Но в то время это сделать было невозможно. Тогда он решил взорвать храм. Внезапно поливший дождь погасил зажженные фитили и спас сооружение. После революции храм закрыли, колокола переплавили, а его настоятеля протоиерея Иоанна Восторгова расстреляли. Лазарь Коганович для открытия автомобильного движения и проведения демонстраций предложил снести здание. Только мужество и упорство архитектора П.Д. Барановского спасло храм. Знаменитая фраза Сталина «Лазарь, поставь на место!» и решение о сносе было отменено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector