Гора арарат: описание, история и легенда (фото, видео)

Восхождение в одиночку

Первое восхождение в одиночку совершил английский альпинист Джеймс Брайс 12 сентября 1876 года за 24 часа. Русский топограф Андрей Пастухов поднимался на Арарат в 1893, 1894 и 1895 годах. Восхождение в одиночку на Арарат совершил А. Абелян 14 сентября 1896 года В истории Турции первое восхождение в одиночку совершил один из бывших председателей Федерации Альпинизма Турции Бозкурт Эргёр 21 февраля 1970 года.

В тему:Большой отчет о большой экспедиции (Арарат-2012)
Фотогалерея: Арарат 2012Туркменский флаг поднят на еще одной вершинеНа встречу с АраратомОТЧЁТ о совершённом восхождении на вершину Большой Арарат в сентябре 2002г.

Интересные факты

Слово «Арарат» отождествляют с древним государством Урарту, существовавшим на территории Армянского нагорья еще в доисторический период. Из входивших в его состав племен формировался армянский этнос.

Ереван на фоне горы Арарат, Грач Оганесян

Араратом называется область в Армении, граничащая с Турцией и Азербайджаном. Здесь расположены одноименные город и село. Тот же топоним носит населенный пункт и аэропорт в австралийском штате Виктория, река в американском штате Вирджиния и гора в Хакасии. Самопровозглашенную Курдскую республику, существовавшую в период с 1927 по 1930 гг., также называли Арарат.

Для армянского народа Арарат — это больше, чем любимый образ Родины, это немой свидетель национальной судьбы. Гора присутствует на щите, изображенном на государственном гербе. Ее название носит Ереванский коньячный завод, выпускающий целую серию коньяков под брендом «АрАрАт», а также самый известный за пределами Армении футбольный клуб Еревана, популярное в стране радио ФМ, железнодорожная станция и множество других объектов. Горе посвящают стихи и песни.

Вид на Арарат, Грач Оганесян

Киноленту «Арарат», вышедшую на экраны в 2002 году, канадский режиссер и актер Атом Эгоян посвятил геноциду армянского народа в период 1915–23 гг. Фильм получил несколько премий и наград, однако огромных кассовых сборов он не принес.

Русский художник армянского происхождения И. Айвазовский (Ованнес Айвазян) не раз изображал Арарат в своих работах

На вопрос в рамках Парижской выставки, почему в своем творчестве он уделяет внимание армянским видам, мастер воскликнул: «Вот наша Армения!», указав на написанную им в 1889 году картину «Сошествие Ноя с горы Арарат». Сегодня произведение храниться в Национальной галерее Армении, в Ереване

Айвазовский. Сошествие Ноя с Арарата, commons.wikimedia.org

Изображения Арарата присутствовали на денежных купюрах номиналом 100 армянских драм и 100 турецких лир.

Восхождения

Впервые на вершину Большого Арарата поднялся профессор-естествоиспытатель И. Е. Паррот в сентябре 1829 г. В экспедиции приняли участие еще пять человек. Группа отметила свое достижение установкой креста. Восхождение на гору Арарат стало возможным после того, как ее вершины перешла под юрисдикцию Российской империи в ходе подписания в 1828 году Туркманчайского мирного договора.

В сентябре 1876-го Арарат был покорен «в одиночку» Д. Брайсом. Его последователями стали А. Пастухов и А. Абелян (1893–96 гг.). Зимним первопроходцем-одиночкой стал турецкий подданный Б. Эргер. Свой путь он совершил в феврале 1970-го.

Сегодня для восхождения на Арарат требуется получение индивидуального или группового разрешения у турецкой стороны.

Гора Арарат на карте Турции

Арарат находится в 36 километрах от армянской границы и в 16 — от границы с Ираном. Ыгдыр — название турецкого региона, в котором она находится.

Библейская история

Большинству из нас Арарат известен как гора, на которой после долгого плавания остановился Ноев ковчег. Подтверждения этому факту, и уж тем более — остатков самого ковчега нет. Однако чисто из соображений логики предполагается, что Ноев ковчег осел на самой высокой горе в данной местности. И именно Арарат больше всего подходит на эту роль.

По верованиям армянской христианской церкви, вершина горы является недосягаемой для простых смертных. По легенде, святой Яков трижды пытался взойти на гору, чтобы поклониться остаткам ковчега, трижды засыпал по дороге и просыпался у подножия вершины. Лишь позже в видении ангел сказал ему, что смертным подниматься на вершину нельзя. По этой причине попытки покорения Арарата многими армянами считались богопротивными.

Из-за этого многие факты восхождения альпинистов на вершину опровергались служащими церкви. Два армянских крестьянина, сопровождавших первого покорителя Арарата Фридриха Паррота, говорили, что поднялись очень высоко, но до вершины не дошли. А когда учёный Брайс после восхождения сообщил о своём достижении архимандриту армянской церкви, тот с улыбкой покачал головой и сказал, что этого не может быть.

Восхождение на Арарат

Первыми покорителями вершины были участники экспедиции шведского профессора Иоганна Фридриха Паррота, поднявшиеся на гору в 1829 году. Это была исследовательская экспедиция, во время которой проводилось картографирование местности и изучение геологии, флоры и фауны окрестностей горы. В составе группы были переводчик, двое солдат и двое крестьян.

Первое одиночное восхождение на Арарат совершил британский исследователь Джеймс Брайс в 1876 году, а первое зимнее восхождение — турецкий альпинист Боскут Эргёр в 1970 году.

Технически восхождение на Большой Арарат не сложно благодаря достаточно плавному подъёму на него с северной стороны. Сегодня на него может взойти любой альпинист, получивший специальное разрешение у властей Турции. Для восхождения в летнее время требуется специальное снаряжение для безопасного пересечения ледовых полей, поэтому определенная квалификация у альпиниста должна иметься.

Единственной проблемой для желающих осуществить восхождение на Арарат является ее удалённость от многих крупных населённых пунктов. В рамках самостоятельного путешествия по Турции к нему можно добраться из Вана или Карса на автобусе или арендованной машине. В случае же, если Арарат является единственной целью путешествия, можно рассматривать вариант въезда в Турцию из Грузии и заброски под гору с помощью нанятого транспорта.

Важно и то, что церковь сегодня официально признала возможность покорения Арарата, и потому на туристов и альпинистов, побывавших на вершине, никто и нигде не будет смотреть с негодованием. А сам вид с пятитысячника подарит очередную порцию положительных эмоций упорному покорителю

Геополитическое положение

«Вид на Малый и Большой Арарат с деревни Сирбаган» (1838 год)

Между XVI и XVIII веками район Арарата находился на границе между Османской империей и Персией. Вершина и северные склоны Большого Арарата и восточные склоны Малого Арарата контролировались Персией.

По условиям Туркманчайского мирного договора 1828 года, вершина Большого Арарата и его северные склоны перешли к Российской империи, а Малый Арарат стал местом, где сходились границы всех трёх империй. По словам Джеймса Брайса, это не было случайностью, а являлось отражением политического значения названия горы и ассоциаций с библейской легендой. Советники Николая I настояли на включении Большого Арарата в российскую территорию, так как обладатель вершины пользовался глубоким уважением, которое все окружающие народы испытывали к ней.

По условиям Московского договора 1921 года, Сурмалинский уезд Эриванской губернии, на территории которого находился Большой Арарат, перешёл к Турции. В 1932 году было заключено турецко-персидское соглашение, по которому часть восточного склона Малого Арарата (5 или 6 км от вершины) была передана Турции. Таким образом, обе вершины сейчас находятся на турецкой территории.

В 1927—1930 гг. существовала Араратская Курдская Республика — одно из курдских государственных образований в новейшее время.

Вкусовые ощущения и аромат

Сразу хочется о – напиток удивительно глубокого цвета темного янтаря. Он обладает безупречной прозрачностью и приятным блеском. Текстура нежная, шелковистая и гармоничная.

Коньяк «Наири» отличается очень многогранным сложным вкусом. В нем сразу чувствуется легкая нотка поджаренного хлеба, сочетающаяся с нотками кураги, изюма, карамели и меда. На заднем плане приятно ощущается оттенок корицы, дубовая горчинка и легкий аромат полыни. Послевкусие плавное и длительное. Последние оттенки, которые чувствуются после употребления напитка — дуб и пленки грецкого ореха. В послевкусии ощущаются также некоторые фруктовые нотки, но они легкие, не вяжущие и ненавязчивые.

Как говорят знатоки, коньяк армянский 5 звезд – это напиток с изменчивым женским характером. При первых глотках вы чувствуете изящную сладость, чуть позже оттенок меняется. Он становится более терпким и сложным, добавляются томные дубовые нотки в послевкусии. Аромат данного коньяка также обладает сложной композицией. Изначально, открыв бутылку, вы почувствуете легкое дуновение бальзамического благоухания. Позже аромат уходит в сторону кедровых и дубовых оттенков.

Этимология

Название «Арарат» было дано массиву и составляющим его горам европейцами, и в XIX веке это название было устоявшимся среди европейских географов. Джеймс Брайс в 1876 году отмечал в путевых заметках, что «местным народам (армянам, туркам, татарам и персам) Арарат не известен под таким названием». Согласно Брайсу, название «Арарат» ко времени написания заметок начинало распространяться среди местного населения в связи с бо́льшим использованием ими русского языка.

Согласно Иранике, название «Арарат» было дано горе на основе библейского предания о Ноевом ковчеге: так как Арарат является самой высокой вершиной региона, то, по мнению европейцев, Ноев ковчег должен был пристать именно к нему (см. раздел ). Роберт Томсон объясняет происхождение названия горы смешением с названием провинции Айрарат. В целом слово «Арарат» происходит от ассирийского названия государства и народа Урарту.

Местные названия Арарата:

традиционное армянское название Арарата — Масис (арм. Մասիս). По мнению арменоведа Армена Петросяна, оно восходит к названию священной горы аккадской мифологии Mašu — «близнец», что характеризует две вершины горы. Подобное объяснение соотносится с этимологией названия страны Erkuaḫi (от арм. erku — «два»), которая находилась в районе горы Арарат и входила в состав древнеармянского объединения Этиуни в эпоху Урарту.

А.П. Новосельцев предполагал, что «Масис» имеет иранское происхождение и само по себе означает «великий, большой», так как по-среднеперсидски «масист» — «самый большой». Армянская народная этимология, приводимая Мовсесом Хоренаци в «Истории Армении», возводит «Масис» к имени легендарного армянского царя Амасии. По мнению Джеймса Рассела, его имя в народной этимологии происходит от названия города Амасья.

  • турецкое название Арарата — Агрыда́г или Агры-Даг (тур. Ağrı Dağı), «кривая гора» или «гора боли» (от тур. Ağrı — «боль, скорбь»). По мнению Джеймса Расселла, тур. Ağrı родственно тур. ağır — «тяжёлый» и является переводом среднеиранского *masi-, восходящего через староиранский к младоавестийскому mas- — «длинный, большой». Согласно изданному в 1865 году «Географическо-статистическому словарю Российской Империи» Арарат и Агрыдаг, находящиеся в Русской Армении, являются разными горами, имеющими отличную друг от друга высоту и место расположения.
  • персидское название Арарата — Кухи-Нух (перс. کوه نوح‎), «гора Ноя».
  • арабское название Арарата — Джабал-аль-Харет (Jabal al-Ḥāreṯ), «гора пахаря».
  • курдское название Арарата — «Агри» (курд. Çiyayê Agirî — переводится с курдского языка как «Огненная гора», свидетельствует о вулканическом происхождении) или второе название «Чия Гри» переводится с курдского языка как «Плачущая гора».

Большой и Малый Арарат

Арарат состоит из двух пиков различных по высоте. Они принадлежат к единой вулканической системе, чья общая протяженность составляет 130 км. Горы отделены друг от друга Сардар-Булакской седловиной. По этой перемычке совершают восхождения на конусы. Гора окружена живописными долинами, полными сельскохозяйственных угодий и пастбищ для овец.

Большой Арарат (Масис)

Самая большая гора в вулканической системе. Она настолько высока, что ее можно увидеть за десятки километров с территории соседних государств. 5 км пик представляет собой уснувший вулкан, образованный примерно 3 500 000 лет назад, его склоны состоят из выщербленного базальта и завалов камней, а вершина выше 3500 м покрыта вечным снегом и системой из 30 ледников. Самый длинный из ледников имеет протяженность 2 км.

Нередко подножие Большого Арарата укутывается плотными облаками, оставляя видимым, лишь хорошо освещенную вершину. Альпинисты, которые находятся там во время подобного явления, испытывают ощущения схожие с «хождением по небу». Это очень красиво и завораживающе.

Малый Арарат (Сис)

Малый конус имеет высоту на 2000 м ниже, чем Большой Арарат. По геологическим меркам – это совсем молодое образование, чей возраст не превышает 150 000 лет. Оно образовалось вследствие закупорки большого конуса, в результате чего лава нашла себе выход в другом месте.

По виду она представляет собой копию Большого конуса. Все те же правильные формы, каменистые и пустынные склоны, а также вечный снег на высоте от 3500 м. У подножия горы можно встретить заросли из берез и дикого винограда, но в целом растительности здесь не больше, чем перед Большим Араратом.

Туризм

Ежегодно к горе Арарат приезжают тысячи туристов и самостоятельных путешественников. Увидеть заснеженную вершину удается не всегда, но когда облака и туман исчезают, гора предстает во всей красе, небо становится кристально голубым, а снег ярко блестит под лучами солнца. Особенно красиво здесь в периоды обильного цветения прилегающих лугов. Оно начинается весной и продолжается до самой осени, меняя оттенки и густоту красок.

Цветущий луг на фоне вершин, Garanti Gayrimenkul KARTAL

По отзывам туристов, со стороны Армении Арарат выглядит гораздо зрелищнее, чем с территории Турции. Именно этому древнему народу святая гора демонстрирует свою величавость и великолепие. Подъехать к склонам вплотную невозможно, хотя расстояние от турецкой границы до склонов составляет менее 30 километров.

Если восхождение на Арарат в планы не входит, то лучшим вариантом станет знакомство с природной достопримечательностью издалека. Экскурсии из Еревана к приграничной территории организовываются на постоянной основе. Приехать сюда можно и самостоятельно.

Потрясающие виды открываются у монастыря Хор Вирап. Другие главные достопримечательности Армении можно найти в одноименном разделе.

Монастырь Хор Вирап, Анатолий Наточин

Современные экспедиции

А. Левонян был среди участников международной экспедиции, намеревавшейся заняться поисками ковчега на Арарате в августе 2000 года. В ней участвовали 27 человек из шести стран США, Канады, Италии, Норвегии, России и Армении. В Турции к группе должны были присоединиться граждане этой страны.

Среди участников экспедиции уже были покорители Арарата. Гамлет Нерсесян из Лос-Анджелеса поднимался на вершину горы в 1986 году. Химик из Милана Анджело Палего побывал на Арарате 15 раз, начиная с 1985 года, исключительно с целью поиска ковчега. Однажды к нему присоединился знаменитый альпинист Рейнхольд Месснер, в одиночку покоривший все 14 восьмитысячников планеты.

Палего рассказал Левоняну о своих находках. В июле 1989 года на высоте 4,3 тысячи метров он наткнулся на две глубокие трещины, идущие параллельно одна другой и образующие ровный прямоугольник размером 100 на 26 метров. Подобраться к сооружению с ледника сразу не удалось. «Туда надо спускаться на веревке метров на 200, — сообщил Палего, — а так как ледник в этом году сильно растаял, мы обязательно найдем его в этот раз».

«И вот мы стоим у подножия Арарата. До ослепительно белого ледника на его вершине рукой подать… Но турецкие власти в самый последний момент, когда мы уже стояли на склоне горы, вдруг запретили нам совершить восхождение — без объяснения причин. Мы вынужденно возвращаемся в Армению», — рассказал Левонян.

Наконец, 4 августа 2009 года, восемь граждан Армении получили официальное разрешение подняться на вершину библейского Арарата. «В возрасте 50 лет, после 33 лет мечтаний, видя Арарат почти каждый день из Еревана, я был на вершине этой легендарной горы», — вспоминает Левонян.

Через два года он поднял на вершину Арарата шестерых москвичей. Но плохая погода и пурга не позволили им полюбоваться видом с вершины одной из самых известных гор мира. За ужином в мотеле у крепости Баязет, когда армянский исследователь спросил у руководителя американской экспедиции профессора Ричарда, много лет занимавшегося поисками ковчега, нашли ли они что-нибудь, тот загадочно улыбнулся и ответил «Нет, ничего».

В поисках ковчега

Теперь, зная, где находится Арарат, самое время задуматься о существовании ковчега, на котором праведник Ной так удачно сумел спастись. Вера в то, что он находится под многовековым слоем снежного покрова, не покидала представителей множества поколений. Найденные мелкие обломки корабля местные жители предъявляли, как доказательство реальности происшедших событий.

В начале двадцатого века, летом 1916 года, во льду горного озера на вершине Арарата был обнаружен мифический ковчег. Разыскал его лейтенант российской армии Росковитский. Тщательно сняв размеры и сфотографировав судно, сделав его чертежи, исследователь был уверен, что разгадка многовековой тайны близка. Однако грянула революция, в бурных буднях которой документы экспедиции затерялись, и вопрос о существовании ковчега опять остался открытым.

Почти через шестьдесят лет, в 1974 году, американскими исследователями были получены результаты аэросъемки, на которых четко видны контуры объекта, похожего на судно Ноя. За пятнадцать лет до этого события, в 1959 году, смахивающий очертаниями и размерами на искомое судно объект был обнаружен в тридцати километрах от Арарата. Он вполне мог бы оказаться Ноевым ковчегом, однако до сих пор легендарное средство передвижения праведника не найдено, что оставляет надежду на великое открытие потомкам.

Немножко обидно за армянский народ, который, считая гору своей святыней, вынужден любоваться ею лишь издалека

Но так ли уж важно, кому на самом деле принадлежит и где находится гора Арарат. Самое главное, что в настоящее время не так уж сложно и вполне финансово доступно воспользоваться предложениями туристических компаний и посетить это уникальное место

При наличии желания и определенных навыков можно попытаться прикоснуться к разгадке тайны, будоражащей умы и сердца многих поколений на протяжении веков. Кто знает, может быть, легендарный ковчег не так глубоко спрятан в толще льдов, и при определенных условиях покажется на глаза настойчивому искателю? Во всяком случае, попробовать, определенно, стоит. Пусть удача улыбнется решительным и настойчивым.

Смотрите на живописные пейзажи горы Арарат в этом видео:

Это интересно:

Подписывайтесь на нашу интересную группу Вконтакте:

Покорение

После святого Якова мало кто отваживался на посещение Арарата. Армяне, персы, курды — старожилы этой территории, были уверены, что восхождение на священную гору — дело богопротивное. Очередная попытка покорения Арарата произошла лишь в 1829-м году стараниями альпиниста-любителя Иоганна Паррота

Представив российскому правительству доклад о важности научного исследования библейской горы, которая на тот момент находилась во владении Российской империи, он в сопровождении армянских добровольцев начал штурм вершины

Следом за ними в течение XIX века более 30 экспедиций пытались подняться на гору, но лишь 21-й из них благоволил успех, и только 3 из них сообщили, что на пути встретили останки Ноева ковчега.

Участниками разных экспедиций на Арарат были обнаружены огромные кораблеподобные отпечатки, прикрытые льдом гигантские столбчатые образования, которые косвенно свидетельствует о наличии там Ноева ковчега.

В 40-х годах XIX столетия на Арарате произошло мощное землетрясение, в результате чего, по свидетельствам местных жителей, Ноев ковчег разломился на два фрагмента: одна часть ушла под ледник, а вторая застряла в ущелье Ахор.

Гора Арарат и Армения

Святая гора Арарат – это сакральный символ, визитная карточка и благословенная гордость для армян всего мира. Они называют ее Масис, что переводится как «большой, великий» и означает «величайшая гора». Невзирая на то, что Арарат отделяет от современной границы Армении 32 км, земли вокруг нее армяне считают своей исторической Родиной, а своих прародителей— первым послепотопным народом.

Уничтоженная землетрясением 1840 г, деревня Аргури почиталась как первая стоянка Ноя, где он сошел с ковчега, заложил первый алтарный камень и возделал первую виноградную лозу.

Ни в одной стране мира нет такого большого эпического наследия, посвященного этой могущественной горе. В одном из преданий говорится о трех царях-великанах — Эльбрусе, Казбеке и священном Арарате, которые охраняют мир от разрушения с начала времен.

Об исключительном поклонении говорит тот факт, что подъем на Масис считался небогоугодным деянием. Это мнение нашло отражение в древнем армянском сказании о Святом Якове. В нем повествуется о том, как Яков решил отдать дань уважения Ковчегу, хорошо заметному в погожие дни, и стал взбираться на вершину. Но по дороге он неожиданно заснул, а пробудился внизу склона горы. Трижды повторял он свои безуспешные попытки, и после последнего пробуждения удостоился явления небесного ангела.

Посланник Господа наградил его за упорное стремление прикоснуться к святыне, и в благодарность даровал кусочек дерева, из которого был построен Ковчег. Вместе с этим он передал монаху божье послание, запрещающее смертным подниматься на священную гору.

Символическое изображение горы Арарат – неизменный геральдический атрибут Армении. Вначале она украсила ее герб в 1918 г под названием «Араратской республики». С тех пор названия страны несколько раз менялись, неизменным оставался лишь вид горных вершин на ее гербе. В своем современном варианте к нему был добавлен Ноев Ковчег. Всем хорошо известно, что Арарат – самое распространенное армянское имя, а одноименный фирменный знак лучшего армянского коньяка почитается по всему миру.

Малоизвестные факты

Знали ли армяне, называя Арарат величайшей горой, что со временем геологи подтвердят этот факт?

Ведь его относительная высота от подножия до вершины составляет 4365 метров, что намного превышает этот показатель у высочайшей вершины мира – Эвереста. Высота гималайского гиганта 8848 м измеряется от уровня моря, а над поверхностью земли она возвышается всего лишь на 3550 м.

Не надо быть великим пророком, чтобы предсказать будущее этой удивительной горы-легенды. Воспетая великими поэтами и героями, двуглавая белоснежная красавица когда-нибудь откроет миру свои древние тайны и принесет еще немало необычных сюрпризов своему благодарному человечеству.

Автор Григорьева Лариса

История бренда

Основателем коньячного производства в Армении считается Нерсес Таирянц, который воспользовался рекомендациями брата и купил виноградники, расположенные в окрестностях Эриванской крепости. Завод оборудовали шарантскими аламбиками. В 1899 году предприятие было выкуплено товариществом «Шустов и сыновья». Шустов занялся рекламным продвижением армянского коньяка, и вскоре его продукция начала пользоваться сумасшедшим спросом. Продукция завода была отмечена на Всемирной выставке в Париже, а чуть позже «шустовский коньяк» стал поставляться к императорскому двору.

Трест «Арарат» получил известность в 1953 году — сразу после переезда в новое здание. В ту пору главным купажистом был Маркар Седракян, разработавший знаменитые купажи Наири, Двин и Ахтамар. После распада СССР, в 1998 году, предприятие выкупается французским концерном Pernod Ricard. Уже через год коньяки начали выпускаться по государственному армянскому стандарту. В наши дни главным купажистом завода числится Филипп Тибо, работавший до этого в Martell. Коньяк «Арарат» регулярно удостаивается Гран-при и золотых медалей на международных алкогольных выставках.

В Библии

Йозеф Антон Кох, Пейзаж с жертвоприношением Ноя, 1803 г. На заднем плане видна гора с ковчегом на вершине.

В Библии упоминаются «горы Араратские». Согласно современным представлениям, речь идёт об Урарту — местности на севере Ассирии и, в другое время, государстве севернее Ассирии. Ноев ковчег, согласно Библии, сел на мель на одной из гор земли Араратской (Быт 8:4):

Согласно Библейской энциклопедии Брокгауза, ничто не указывает на то, что ковчег пристал именно к современной горе Арарат.

Есть версия, что сказание о всемирном потопе, описываемое в Библии, связано с месопотамскими преданиями. Однако в целом разные варианты сказания о всемирном потопе встречаются среди многих народов, вплоть до Австралии, островов Океании и индейских племён, что может говорить о более древнем источнике. Подробнее см. . Согласно Новосельцеву, месопотамский миф о потопе был в ассирийский период связан с южными отрогами Армянского нагорья. Иосиф Флавий в I в н. э. сообщал, ссылаясь на халдеянина Бероса, что остатки ковчега сохранились «в Армении на горе Кордуйской» — согласно Новосельцеву, в Кордиенских горах, то есть горном хребте, непосредственно примыкающем с севера к Месопотамской равнине.

По мнению Новосельцева, отождествление горы Ноя с современным Араратом, по-видимому, сложилось после V века в церковных кругах вне Армении, откуда оно попало и в эту страну. Согласно Православной энциклопедии, лишь начиная с XI—XII вв. армянской, а затем и другими традициями Масис (устаревшее армянское название Арарата) стал отождествляться с местом, где пристал Ноев ковчег.

В развитие этой традиции европейцы дали горе название «Арарат» (см. раздел ).

Вокруг этой традиции у местных народов сложился комплекс легенд. Арарат является священным местом для армян (см. также раздел ). Персидская легенда называет Арарат колыбелью человечества. Считалось, что деревня Ахури на склоне Арарата находится на месте, где Ной построил алтарь и посадил первый виноградник, а её название выводили из армянского «он посадил лозу»). Название города Маранд выводили из армянского «здесь находится мать» и считали местом смерти и захоронения жены Ноя. Название города Нахичевань трактовали как «он впервые сошёл» и идентифицировали с местом высадки Ноя[неавторитетный источник?]. Считалось, что на вершине горы халдеи поклонялись звёздам, и трое из них последовали за Вифлеемской звездой к месту рождения Иисуса Христа[неавторитетный источник?].

Святой Яков и недосягаемость вершины Арарата

Армянский монастырь св. Якова на склоне горы Арарат. Зарисовка Ф. Паррота 1829 года

С XIII века европейцам известна армянская легенда о Святом Якове (Агопе) (являющаяся адаптацией более ранней легенды о Святом Иакове Низибийском, в которой фигурирует гора Джуди). Этот монах страждал подняться на вершину горы и поклониться ковчегу, который был виден в хорошую погоду. Трижды пытался он взойти на вершину, но, поднявшись на большую высоту, каждый раз засыпал, а проснувшись, он обнаруживал себя у подножия горы. После третьей попытки ему во сне явился ангел и сказал, что Бог запретил смертным восходить на священную вершину и касаться ковчега. Но в награду за стремление к святыне ангел даровал монаху кусок дерева, из которого был сделан ковчег. Святому Якову был посвящён монастырь, расположенный выше деревни Ахури (деревня и монастырь были полностью разрушены в 1840 году, см. раздел ).

Невозможность достичь вершины Арарата была, по словам Джеймса Брайса, «почти частью вероучения» армянской церкви. Двое из сопровождавших Паррота (см. раздел ) армян после восхождения утверждали, что поднялись на большую высоту, но не на вершину. Похожая история произошла и с другим покорителем Арарата — Абихом — в 1845 году. Группа англичан, поднимавшихся на гору в 1856 году, получили заверения от курдов и турок, что вершина недосягаема. По мнению Брайса, в 1876 году ни один человек, живущий в зоне видимости Арарата (за исключением, возможно, какого-нибудь хорошо образованного российского чиновника в Ереване), не сомневался, что после Ноя никто не ступал на вершину горы. После восхождения на Арарат Брайс посетил Эчмиадзин, где был представлен управляющему им архимандриту. В ходе беседы Брайс сообщил, что взошёл на гору. Переводчик сказал архимандриту: «Этот англичанин говорит, что был на вершине Масиса». Тот с улыбкой ответил: «Нет, этого не может быть. Никто никогда там не был. Это невозможно».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector